О, если бы ты внимал заповедями Моим! Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя -как волны морские.
(Ис.48,18).
Только союзные с Царством Божиим царства земные могут быть тверды и истинно благополучны.
И не посвященная в тайны судеб Божиих история на сие ответствует, что благочестие, хотя иногда недовольно просвещенное, но искреннее, правота и доброта нравов возвышают и облекают победоносною силою дух народа; что, напротив того, уменьшение в народе благочестия, повреждение нравов, преобладание пороков разрушают единодушие, ослабляют верность и мужество, похищают у законов силу и почитаемые средствами общественного благоустройства образованность и просвещение обращают в орудия дерзости, беспорядка и разрушения.
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).
Когда неприятель поднимает оружие и наступает на наше Отечество, это означает не что иное, как гнев Божий, грехами нашими возгоревшийся. Также, когда нивы наши не приносят нам плода, или бывают частые пожары, или расширяется моровая язва, или иное какое несчастье на нас находит, то Бог наказывает нас общим бедствием, чтобы мы в чувство пришли и покаялись.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Без Бога, без разума Божия, без закона Божия, без Церкви Божией, которая есть столп и утверждение истины (1 Тим.3, 15), общества не могут стоять твердо и учреждения их не могут иметь твердой опоры, а потому они все распадаются, ибо сказано: Без Меня не можете делать ничего (Ин.15,5).
Россия забыла Бога спасающего, утратила веру в Него, оставила Закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией — премудрой,святой, праведной — поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и оттого неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света — достойное возмездие за свою гордость, за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Сегодняшний хаос — это тоже, конечно, попущение Божие. И все эта войны на окраинах России — тоже. Если народ не опомнится, глубоко не раскается, не прекратится разложение нравов, то хорошего ждать нечего. Можно ждать только гибели.
Разве допустимо, чтобы в нашей стране, на Руси Святой, сейчас дали свободу бесовщине. Колдуны, маги, экстрасенсы, секты различные... Это, естественно, подвигает Божию правду на гнев. Господь с этим не может мириться: Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим.1,18).
Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX-XXI вв.).
До теперешнего времени европейские народы употребляли слово «суд» вместо «кризис», когда их постигало какое-нибудь несчастье. Сейчас новое слово заменило старое, понятное уступило место непонятному. Когда была засуха, говорилось: «Суд Божий!» Война или мор: «Суд Божий!» Землетрясение, саранча и другие беды — опять и всегда: «Суд Божий!» Когда говорилось разумное слово «суд», известна была и причина, за которую пришла беда; известен был и Судия, допустивший беду; наконец, известна была и цель допущения беды. Как только стало употребляться слово «кризис»,— слово, непонятное для каждого,— никто не может объяснить ни почему, ни от кого, ни для чего.
Причина всегда та же. Причина засухи, наводнения и других бичей человеческого рода — эта же причина и настоящего кризиса. Богоотступничество людей.
Святитель Николай Сербский (Белимирович)(1881-1956).
Если вдуматься, становится очевидным: то, что сейчас на нашей земле ежедневно совершается по нескольку тысяч убиений утробных младенцев и расчленяется ножом убийц младенческое тельце, еще не успевшее явиться на свет Божий,— и является главной причиной всех и всяческих внешних распадов, трагедий и того смутного времени, которое мы переживаем. Безмолвный крик каждого такого младенчика восходит на небеса и вопиет об отмщении за злодеяние, которое ныне совершается и не вызывает ни у кого ни чувства отвращения, ни стыда, ни покаяния.
Протоиерей Артемий Владимиров (XX-XXI вв.).