Бес скачет задом и передом, а дело идет своим чередом.
Русская пословица.
Это дело сатаны, что устремляет помысл, как стрелу, пущенную наугад, и не дает человеку удержаться на том, чем он озабочен. Ибо знает, что если человек продолжит молитву свою, то Сотворивший его услышит его, хотя бы он был многогрешен.
Преподобный Ефрем Сирин (IV в.).
Память молящемуся приводит на мысль или представляет о чем-либо давнем, или новые заботы, или лицо человека оскорбившего.
Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).
Тем-то и бедственна и пагубна эта болезнь, что, тогда как враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что все эти кружения моего ума, все эти заботы и попечения суть мои собственные и неотложно необходимы для меня.
Преподобный Симеон Новый Богослов (+1021).
Как царю земному ненавистен тот, кто предает его, отвращает от него лицо свое, беседует со врагами владыки, так мерзок пред Господом, кто, предстоя на молитве, занимается нечистыми помыслами.
Как, делая плотское дело, ты весь погружаешься в него умом, и мыслью, и телом, так же надо и приступать к молитве, как бы надеясь совершить какое-то духовное дело; а Бог твой ум видит и за мыслями следит. Старайся всегда сосредоточиться на своем деле — на искании Бога и на стремлении к Нему; тому внимай, о том думай и заботься, чему тело молится,— в голос ли, или молча, или как еще потребно, только бы с трезвенной и сосредоточенной мыслью.
Преподобный Макарий Великий (IV в.).
Прежде всякой молитвы нужно всемерно очистить свое сердце, покаяться, выплакать свои грехи. Когда очищено твое сердце, то и помыслов у тебя будет меньше и с этими помыслами будет легче уже справляться твой ум.
Священномученик Арсений (Жадановский),еп. Серпуховской (1874-1937).
Старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль или, лучше сказать, заключай ее в словах молитвы. Если она, по младенчественности твоей, утомится и впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы; ибо непостоянство свойственно нашему уму. Но Тот, Кто силен все утвердить, может и уму нашему дать постоянство.
Будь мужествен во всех случаях, и Сам Бог будет твоим учителем в молитве.
Преподобный Иоанн Лествичник (+649).
Молиться нужно так, чтобы ум был всецело собран и напряжен... Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить о том, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву.
Святитель Иоанн Златоуст (+407).
Если к молитве примешиваются не должные мысли и чувства, то помолись: «Иисусе Сладчайший, я сознаю свою немощь, прости мне».
Святой праведный Алексий Мечев (1859-1923).
Чтоб тихо, без смущения читать тебе молитвы, веди себя тихо: дома будь тих и кроток со всеми и вне дома — со всеми; тихо ходи, тихо говори — словом, будь тих везде и во всем.
Если во время или вне молитвы враг запнет душу твою какими-либо хулами и мерзостями, не унывай от них, но скажи с твердостию в сердце своем: для очищения от этих-то и подобных им грехов и пришел, на землю Господь наш Иисус Христос; в этих-то и подобных им немощах духа и пришел Многомилостивый помочь нам. И когда скажешь эти слова с верой, сердце твое тотчас успокоится: ибо Господь сердце твое очистит.
Когда во время устной молитвы дьявол будет подтачивать слова дождем тончайших мыслей, говори: владычество Спасителя во всяком слове и звуке.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Отвлекаемый усвоившимися ему пристрастиями, впечатлениями, воспоминаниями, попечениями, ум новоначального непрестанно расторгает спасительные для него узы, оставляет тесный путь, уносится на широкий; любит он странствовать свободно в поднебесной, в стране обольщений, с духами, низверженными с неба,— странствовать без цели, безрассудно, зловредно для себя. Страсти — эти нравственные недуги человека — служат основною причиною развлечения при молитве. Соответственно ослаблению страстей уменьшается развлечение. Страсти обуздываются и умерщвляются мало-помалу истинным послушанием и истекающими из истинного послушания самоотвержением и смирением. Послушание, самоотвержение и смирение суть те добродетели, на которых зиждется преуспеяние в молитве.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)(1807-1867).
Не допускайте, чтобы язык молитву читал, а мысли не знать где шатались... Трудитесь над тем, чтобы сердце ваше было в каком-нибудь религиозном чувстве... Когда сердце в чувстве, помыслы не беспокоят и все ходят вокруг чувства.
Надо употребить напряжение на сохранение внимания, зная наперед, что мысль отбегать будет. Потом, когда во время молитвы она отбежит,— возврати ее; опять отбежит — опять возврати; так всякий раз. Но всякий раз же, что прочтено будет во время отбегания мысли — и, следовательно, без внимания и чувства,— снова прочитывать не забывай; и хоть бы мысль твоя несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение — в другой раз, может быть, оно не повторится или повторится не в такой силе.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
Потому не можешь молиться без рассеяния, что: 1) слишком привязана к миру и 2) нет глубокого сознания своей греховности, а всегда самооправдание.
Если рассеиваетесь, то укорите себя, «откройте себя Богу» и опять понуждайте себя со вниманием говорить слова молитвы. А сердце постепенно будет смягчаться и хоть иногда, но отзовется сокрушением, а может быть, и слезами. Эти минуты всецело отдавайте молитве и не слушайте врага, который найдет тысячи причин отойти от молитвы и будет понуждать заняться чем-либо другим.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).