Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.
(Притч.29.11).
Мстительный получит отмщение от Господа, Который не забудет грехов его.
(Сир.28.1).
Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
(1Пет 3,9).
Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу, и всем.
(1Фес 5,15).
Язык держи, а сердце в кулак сожми.
Кто гнев свой одолевает — крепок бывает.
Господин гневу своему — господин всему.
Русские пословицы.
Каким образом можно не приходить в гнев? Если всегда будешь в той мысли, что ты пред Очами Зрителя-Бога, близ тебя Сущего.
Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, чтобы другой какой человек был многим ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам бесчестия никогда не приведут нас в раздражение.
Святитель Василий Великий (330-379).
Не настаивай ни в каком случае, чтобы было по твоей воле, ибо от сего рождается гнев.
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI в.).
Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце.
Преподобный Иларион Оптинский (1805-I873).
Против раздражения — терпение, и самоукорение, и рассуждение о страстях Христовых.
Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).
Как же мы смягчим свой гнев? Как погасим этот пламень? Если помыслим о своих собственных грехах и о том, сколь мы виновны перед Богом; если помыслим, что мы мстим не врагу,но самим себе; если помыслим, что враждой мы доставляем радость диаволу, этому врагу, этому истинному врагу нашему, ради которого мы наносим обиду своему ближнему.
Святитель Иоанн Златоуст (+407).
Когда разворчишься, то укори себя, скажи «Окаянная! что ты расходилась, кто тебя боится?»
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Господи, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается.
Преподобный Нектарий Оптинский (1853-1928).
Если не можешь пребыть безгневным, укори себя, когда погневаешься, и покайся пред Богом и пред тем, кто услышал от тебя или пострадал что злое. Ибо кто в начатках греха раскаивается, тот не дойдет до конца его; и кто о малых грехах не болезнует, тот чрез них впадет и в великие.
Святитель Григорий Палама (XIV в.).
Если гнев вселится в душу твою, то им уже уничтожен день твоей жизни; по крайней мере,не дозволяй гневу переходить на другой день, чтобы не погубил он целой жизни твоей.
Преподобный Ефрем Сирин (IV в.).
Не сердись на бездушные вещи и не ругай их,когда они не так, как нужно, складываются и бывают тебе помехой в деле. Привыкнешь сердиться на вещи — будешь сердиться и на людей, даже без причины, и от любви отпадешь, а любовь — сущность всего закона Божия.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Враг обычно подбегает и твердит: «Не спускай,иначе заклюют».Врет он. Лучшее охранени от заклевания — смиренная уступчивость.
Гнев и обидчивость — от самоцена, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение. Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться и себя и разорить свой самоцен. Положите законом: 1) Всякую минуту ждать неприятность и, когда придет, встречать ее как жданную гостью.2) Когда делается что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и,сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь.Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо все от чувств. 3) Не смотрите на обидчика и обиду: тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься; 4) ко всем молоткам сим приложите: держать любовным взор, любовный тон речи, любовное обращение и главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас об их несправедливости.
Побеждающий гневливость не естество побеждает, а порчу естества уничтожает и возводит его в свой естественный чин.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).