Я стал нем, не открываю уст моих;потому что Ты соделал это.
(Пс.38.10).
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.(Притч.12,16).
Удерживайся от ссоры - и ты уменьшишь грехи.
(Сир.28,9).
Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к тому и другую.
(Мф.5,39).
Всякий человек да будет скор наслышание, медлен на слова, медлен на гнев.
(Иак.1,19).
Будучи укоряем, Он не укорял взаимно.
(1Пет.2,23).
Не воздавайте злом за зло или ругательством на ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.(1Петр.3,9).
Сердись не сердись, а лучше покорись.
Лучше самому терпеть, чем других обижать.
Русские пословицы.
Лучше печаль того, кто неправедно терпит, нежели радость того, кто неправедно действует.
Блаженный Августин (354~430).
Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.
Святитель Григорий Двоеслов (540-604).
Не очень раздражайся против оскорбляющего тебя, но раздражайся скорее на свой грех, который возбуждает твое сердце против оскорбителя.
Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709).
Как кротко Господь отвечал хулителям Своим. Не укорял их в ответ, но с любовью обличал их и устрашал Судом Божиим, чтобы покаялись, как видно из святого Его доказательства и учения. Отсюда учимся мы врагам нашим, которые хулят нас, кротко отвечать или молчать, а не хулить хулящих нас. Если Он, Господь наш и Бог наш, так кротко поступал с хулящими Его, то тем более мы должны делать то же. Мы, говорю, которые достойны всякой хулы, будучи грешниками.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Обесчещенный, не возненавидь обесчестившего. Скажи сам себе: «Я достоин того, чтобы вся братия осыпали меня бесчестиями».
Преподобный Антоний Великий (251-355).
Потерпишь — и будет мир. А станешь воздавать злом за зло — то и мир отступит, и Бог оставит.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).
Если очень зацепят тебя, скажи себе: «Не ситцевая, не полиняешь».
Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда «зачем?» и «почему?» Этого нет нигде в Писании. Там сказано, напротив: ударят тебя по правой щеке, подставь и левую (см. Мф.5,39), то есть вспомни свои неправые дела — и увидишь, что достоин наказания.
Сам Господь глаголет во Евангелии: Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби (Мф.10,16). Змея, когда бьют ее, старается всячески сохранить голову. И христианин, когда поражают его, должен хранить главное — веру и незлобие.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
Лучше быть хулимым, нежели хулить, быть битым, нежели бить, стерпеть обиду, нежели обидеть.
Не бери врага в учители себе. Не ревнуй о том, что ненавидишь. Не будь для гневливого как бы зеркалом, показывая в себе его образ.
Если отмщаешь и на укоризны отвечаешь укоризнами, что скажешь в свое оправдание? То, Что раздражил тебя начавший ссору? Но достойно ли это какого извинения? Блудник, который слагает вину на блудницу, говоря, что она побудила его к греху, не меньшему за это подвергается осуждению.
Святитель Василий Великий (330-379).
Всячески старайся смолчать, пока непрестанной молитвой не укротится сердце твое. И потом, проси оскорбившего о прощении.
Преподобный Зосима Палестинский (+ок.560).
Когда кто станет поносить тебя, помысли о том наказании, которому он подлежит,— и не только не будешь гневаться, но и прольешь слезы. «Но присутствующие,— скажешь,— будут обвинять в малодушии, если стану молчать». Не в малодушии будут обвинять, а подивятся любомудрию.
Если брат гневается — скажем самим себе: гнев происходит не от вражды, а от немощи; когда нет мысли о вражде или злонамеренности, тогда оскорбляемый, хотя бы претерпел и тысячи оскорблений — может удержаться.
Злополучие состоит в делании зла, а благополучие — в перенесении зла.
Святитель Иоанн Златоуст (+407).
Настоящее терпение заключается в том, что бы чувствовать свою вину за то состояние, в котором находится ближний, и ему сострадать.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).
Некоторые другие из братий приходили ежедневно и вытрясали свои постилки перед моей кельей; и множество клопов набиралось в моей келье, так что я не в силах был убивать их, ибо они были бесчисленны от жары. Потом же, когда я ложился спать, все они собирались на меня, и я засыпал только от сильного утомления; когда же вставал ото сна, находил, что все тело мое было изъедено. Однако же я никогда не сказал кому-нибудь из них: «Не делай этого» или: «За чем ты это делаешь?» И я не помню, чтобы я когда-либо произнес слово, могущее смутить или оскорбить брата.
Преподобный Дорофей Палестинский (+620).