Все чаще и чаще приходят в Церковь люди, ищущие помощи и защиты от «сглаза», «порчи», от «навета вражия». Неурядицы в семье, внезапные болезни, непонятные явления в квартире и другие подобные события наводят на современных людей страх за свою жизнь, приносят страдание из-за утраты житейского счастья. И, переступая порог православного храма, они спрашивают священника: что делать? Как снять порчу? Как защититься от чародея? Как вернуть телесное здоровье и семейное благополучие?..
Прежде чем ответить на эти тревожные вопросы людей, так или иначе соприкоснувшихся со страшной бесовской силой, постараемся понять и определить их жизненную позицию.
Почему именно с ними, с их друзьями или родными случилась такая беда?
На основании своей пастырской практики я должен со всей определенностью сказать: влиянию чародейства, как и вообще, беснованию, может быть подвержен любой человек, в особых случаях даже священнослужитель,3 если попустит Господь... Но как правило в современной России этому влиянию подвергаются люди крещенные, но нецерковные. Что это значит?
(3 Увы, несколько лет назад мне довелось быть невольным свидетелем такого случая. В келье известного старца шла исповедь духовенства. И вот, на наших глазах начало твориться нечто ужасное: приезжий молодой священник, видимо, одержимый духом немощи, не мог прочесть ни одной молитвы — его душил смех! Произнесет два-три начальных слова молитвы (Трисвятого или Отче наш) — и начинает хохотать... Страшно было смотреть на это.)
Во-первых, это люди, которые считают себя «верующими в душе». Некоторые из них на этом основании не видят необходимости в Церкви. «Зачем ходить в храм? — недоумевают они. — Главное, чтобы Бог был в душе!..» Но гораздо больше таких, которые полагают, что, время от времени заходя в храм Божий, поставив свечу и немного помолившись у иконы о своих земных проблемах, они «ходят в церковь». Такое их самомнение основано на фактической оторванности и жизни от Церкви Христовой, от реальной Церкви, созданной Господом нашим Иисусом Христом и утвержденной Его апостолами, и подмене ее той «церковью», которая существует в их воображении.
Чего они ищут в храме Божием? Часто и сами эти люди не могут вразумительно ответить на столь сложный вопрос.4 «Чтобы было хорошо», — простодушно скажут (или подумают) некоторые из них. И тут они по-своему правы. Душа наша, как сказал один из древних учителей Церкви, по природе своей христианка. Она неосознанно тоскует по благодати, по своему Создателю, чувствуя, что никто иной не может ее защитить «в минуту жизни трудную».
(4 Известная деятельница искусства, давая интервью в радиопередаче, на вопрос ведущего ответила: «Да-да, я верующая, православная...» Но тут же пояснила: «Иногда бывает грустно и тяжело; зайдешь в храм, поставишь свечку - и, вроде, становится легче». Вот что значит «быть православной» в представлении многих наших соотечественниц!)
Такова первая, самая распространенная категория людей, чаще всего подвергающихся «порче».
В-третьих, к людям крещенным, но не церковным можно отнести еще одну группу верующих, о которой особенно болит душа любого пастыря. Я говорю о некоторых постоянных прихожанах наших храмов. Они отстаивают все праздничные и воскресные, а то и рядовые будничные службы, знают, когда надо класть поклоны с крестным знамением, а когда без него, умеют в уставном порядке приложиться к иконе, подойти под благословение к батюшке и так далее. Они даже соблюдают посты. Словом, все знают, умеют, соблюдают, но... не стремятся обрести в Церкви Дух Христов, потому что боятся затронуть глубины своей души. Внешнее исполнение некоторых правил церковных оказывается для них достаточным, чтобы оправдать свою духовную леность, боязнь несения жизненного креста, страх перед необходимостью менять свои принципы и привычки.
Можно было бы найти еще много групп людей, крещенных в Православной Церкви, но по-настоящему не принадлежащих к ней. Однако есть для всех таких людей одно уже известное определение: нецерковный дух, в котором нет стремления ко всецелой любви к Богу и отсутствует всецелое послушание Его Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Быть может, кому-то такое требование (всецелой любви к Богу и послушания Церкви) может показаться чрезмерным. «Батюшка, мы же не святые!» — скажут они с обидой. Но ведь именно этого требует от нас заповедь Божия: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим...{Мф. 22,37) — не «наполовину возлюби», не «на три четверти», а именно всем сердцем. Мы же, немощные, боимся этого: нам удобнее оставаться теплохладными, — потому и не достигаем святости.
Вот это-то отсутствие церковного духа и является причиной многолетней укоренившейся нераскаянности сердца. А по мере умножения нераскаянных грехов человек все более и более удаляется от Божией благодати, которая и есть единственная защита от бесовского воздействия.
И хотя люди, подходящие к священнику с вопросом, как им и их близким защититься от колдовских действий, пока еще не лают и не валяются на полу с пеной на губах, однако почва для беснования, одержимости у очень и очень многих из них уже готова.