Итак, произошло то самое страшное, во что не хочется верить, но оно произошло — сидит внутри и действует и заставляет нарушать законы, данные Богом, элементарные нравственные нормы, вносит в мысли и поступки раздвоение...
На всяком этапе и при любой степени одержимости бесовской силой (лает ли несчастный по-собачьи, или боится святой воды, или его донимают хульные помыслы) у человека должно быть конкретное сознание, что та «болезнь», которая в нем теперь присутствует, это уже не только проявление его личной греховности, но и вмешательство потусторонней злобной силы, именуемой бесом. В этом случае правильное знание об этой силе (хранящееся только в учении Православной Церкви) дает ему возможность точно определить своего истинного врага. Но горе тому, кто не знает или не верит в реальность бесов, и горе тому, кто не может перешагнуть через свою гордыню и признать себя бесноватым. По этому поводу наш всероссийский старец архимандрит Иоанн Крестьянкин в одной из проповедей сказал: «Незнание наше или стыдливое замалчивание или даже отрицание бытия этой страшной силы делает нас перед ней совершенно безоружны ми, и она может вести нас, как овец на заклание, на погибель».
Здесь важно, чтобы человек понял, что его «заболевание» требует от него самостоятельного волевого усилия — признать болезнь и начать лечение. Конечно, одному, да еще «испорченному», человеку победить бесов невозможно, ибо противник обладает огромным опытом и феноменальными особностями. Но Спаситель нас обнадеживает: То, что невозможно человеку, возможно с помощью Божией (Мф. 19,25). Как для телесных болезней есть свои врачи-специалисты, так и для духовной болезни — духовные врачи. Духовную «бациллу», беса, может обнаружить только духовный врач, православный священнослужитель. Поставив «диагноз», священник будет руководить процессом излечения. А болящий обязательно должен неукоснительно исполнять все его предписания, основанные на многовековом опыте Христовой Церкви.
Только при совместных, упорных и продолжительных усилиях «врача» и «пациента» можно рассчитывать на успех.
Очень может быть, что первые шаги, сделанные в начале процесса «излечения», заставят беса притаиться, утихнуть, на время оставить человека в покое. Но скорее всего это хитрость бесовская, предпринятая с целью приостановить процесс воцерковления своей жертвы, внушить ей спокойствие, отбить охоту трудиться ад собой. Сколько известно случаев, когда после первой «отчитки», соборования и причащения беснование как будто прекращалось... Но потом начиналось с удвоенной, утроенной силой!.. Это очень хитрый и страшный бесовский маневр, о котором предупреждает Сам Христос: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит ... ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И придя, находит его незанятым и выметенным... Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, и бывает для человека того последнее Хуже первого (Мф. 12,44).
Пока «болящий» не поймет, что ему надо коренным образом менять свою жизнь, через покаяние выметать из дома своей души греховный сор и занимать свое сердце жаждой Бога и Его Царства Небесного, жаждой спасения свой души, — до тех пор нет надежды на полное исцеление.