У одного человека росли перед домом две черешни. Одна имела скверный характер, а другая — добрый. Когда бы ни выходил хозяин из дома, обе звали его к себе и о чем-то просили. Дурная черешня всякий раз требовала разное. То настойчиво просила: «Окопай меня!», то «Побели меня!», то «Напои меня!», то «Отведи излишнюю влагу!», то «Заслони от жаркого солнца!», то «Дай мне больше света!» А добрая черешня всегда повторяла одну и ту же просьбу: «Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!»
Хозяин был одинаково милостив к обеим, заботливо ухаживал за ними, внимательно выслушивая их просьбы. Он делал все, что было угодно и той, и другой, иначе говоря, для капризной черешни исполнял все, чего бы она ни потребовала, а для доброй — только то, что считал нужным, имея конечной целью получить прекрасный и обильный урожай.
И что же потом случилось? Черешня с дурным характером сильно разрослась, ствол стал толще, ветви блестели, будто маслом смазанные, а обильная листва стала темно-зеленой, раскидистой, как густой шатер. В отличие от нее добрая черешня своим внешним видом ничьего внимания не привлекала.
Когда же пришло время урожая, дурная черешня уродила мелкие редкие плоды, которые из-за густой листвы никак не могли дозреть, а добрая черешня принесла обилие очень вкусных ягод. Стыдно стало дурной черешне, что она не смогла дать такого прекрасного урожая, как ее соседка, и стала она роптать на хозяина, укоряя за это его самого. Хозяин рассердился и ответил:
— Разве в этом виноват я? Не я ли целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, как твоя соседка, я бы и тебе помог принести такие же обильные плоды, как у нее. Но ты делала вид, что умнее того, кто тебя посадил, вот потому ты и осталась бесплодна.
Горько раскаялась дурная черешня и обещала хозяину, что в следующем году и она будет думать только об урожае, и только об этом станет просить, а обо всем остальном предоставит заботиться ему самому. Как обещала, так и сделала — стала вести себя так же, как добрая черешня. И на следующий год обе черешни принесли одинаково хороший урожай, и радость их и хозяина была велика.
Мораль этой простой притчи ясна для всех, кто Богу молится.
Хозяин сада суть наш Господь Бог, а люди — Его саженцы. Как и всякий хозяин, Бог требует от своих насаждений урожая. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь, — говорится в Евангелии (Мф. 7, 19). Поэтому прежде всего и больше всего нужно заботиться об урожае. И должно молиться Господу Богу, Хозяину и Господину жатвы (Мф. 9, 38), о добром урожае. Не нужно просить Господа о мелочах. Подумай, ведь никто не идет к земному царю, чтобы попросить его о какой-нибудь мелочи, которую можно легко получить и в другом месте.
«Господь наш есть Господь Даритель», — говорит святой Иоанн Златоуст. Он любит, когда чада просят Его о великих дарах, достойных сынов царских. А наибольший дар, который Бог может дать людям, есть Царство Небесное, в котором Сам Он царствует. Потому Господь Иисус Христос и заповедует: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все приложится вам (Мф. 6, 33).
И еще Он велит: Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? ...потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф. 6, 31-32). И еще Он говорит: Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 8).
Итак, что нужно просить у Бога? В первую очередь нужно просить то, что является самым лучшим, самым великим и самым вечным. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем — Царство Божие. Когда мы просим Бога в первую очередь об этом, Он дарует вместе с этим богатством и все остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом можно просить только наряду с главным.
Сам Господь учит нас молиться и о хлебе насущном: хлеб наш насущный дай нам на сей день (Мф. б, 11). Но эта молитва в «Отче наш» стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Божием, о пришествии Царствия Небесного и о владычестве воли Божией так же и на земле, как на Небе.
Итак, сначала духовные блага, и только потом материальные. Все материальные блага — прах земной, и Господь их легко творит и легко дает. Дает их по милости Своей даже тем, кто об этом и не просит. Дает их и животным, как и людям. Однако духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания. Самые драгоценные богатства, то есть богатства духовные, такие, как радость, мир душевный, доброту, милосердие, терпение, веру, надежду, любовь, мудрость и другие, Господь Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но дает их лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и будет о них просить Бога.