Какого же толку хочешь получить, когда сама не хочешь потрудиться исполнять его советы? Нет, честнейшая, так не бывает. Если будешь только спрашивать, читать и говорить о спасении, а трудиться не будешь,— толку не будет.
Схигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).
Отца духовного не слушаешься, значит, нет в тебе преданности Богу.
Святой праведный Алексий Мечев (1859-1923).
Своего духовного отца надо с первого же слова слушаться, не заставляя его повторять сказанное несколько раз.
Надо различать два вида послушания: внешнее — для средних дел, и внутреннее — для духовных дел. Во внешнем нужно полное повиновение: без рассуждения исполнять, что скажут. Во внутреннем — нужно всегда обращаться к духовнику, спрашивать его, какова воля Божия. Но его совет надо проверять Святым Писанием и Святыми Отцами, и если он скажет несогласно с ними, то можно сказать ему: не могу так.
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).
Надо молиться Богу, идя к духовнику с вопросом, и просить Бога, чтобы вложил нужную мысль духовнику.
Когда, напротив, кто спрашивает и наперед уже желает и чает определенного решения, то это уже прелестное правило действования. В таком случае лучше не вопрошать. Когда же спрашиваешь, пусть весы сердца стоят ровно, не склоняясь ни направо, ни налево,— и Господь управит.
Обращаться за советами то туда, то сюда неодобрительно. Всем советник — Богом определенный духовник, которым обычно бывает приходской священник.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
Когда кого вопрошают, то по мере веры получают и пользу: кто приходит с малою верою, получает малую пользу, а кто с великою — великую.
Преподобный Антоний Оптинский (1795-1865).
Доколе плотское чувство преобладает в учениках — велик пред ними наставник их; но когда явится в них духовное ощущение и возвеличится в них Христос, они видят в наставнике своем только благодетельное оружие Божие. Охранитесь от пристрастия к наставнику. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками своими в сеть диавольскую.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).