Этот обряд, а также следующее за ним исповедание Христа в древности обычно совершались в Страстную пятницу или субботу, и, таким образом, они завершали приготовление к Крещению. В настоящее время они совершаются сразу после чина изгнания духов.
После трех молитв «запрещения» читается молитва «Сый Владыко Господи...», среди которой священник дует снова на чело и перси оглашаемого, говоря трижды: «Изжени из него (из нея) всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его (ея)».
Оглашенного с поднятыми кверху руками священник обращает лицом на запад, к той стороне, на которой появляется тьма, потому что сатана, от которого надлежит отречься, есть тьма, и сам сатана пребывает во тьме - «...обращает его священник на запад... как бы ко тьме, происходящей от запада, в которой пребывает диавол» (св.Симеон Солунский).
Это обращение на запад — первое свободное действие человека, избавленного от рабства сатане.
Взрослый крещаемый снимает с себя все, что скрывало от него ранее его рабство своим страстям, что делало его лишь по видимости свободным человеком. Теперь он знает, что был пленником - «а пленники ходят раздетыми и разутыми» (св. Иоанн Златоуст).
Его воздетые руки показывают, что он подчиняется Христу, хочет быть Его пленником, ищет этого плена, который, по словам Иоанна Златоуста, «превращает рабство в свободу... возвращает с чужбины на родину, в Небесный Иерусалим...» Священник спрашивает: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»
Оглашенный или восприемник его, если крестится младенец, отвечает: «Отрицаюся».
Этот и последующие вопросы и ответы повторяются трижды. При крещении младенца за мальчика дает ответы крестный отец, за девочку - крестная мать.
Священник спрашивает крещаемого: «Отреклся ли еси сатаны?» И отвечает оглашенный или восприемник его: «Отрекохся». Тогда священник говорит: «Идуни,и плюни на него».
«Отречься от сатаны»—это значит отвергнуть свои прежние греховные привычки, отказаться от греховного образа жизни, сотканного из гордыни и самоутверждения, отнявших человека и его жизнь у Бога, как говорит апостол Павел: «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф.4,22).
Троекратное отречение оканчивается тем, что оглашаемый дует и плюет на левую сторону на сатану, показывая этим немощь диавола и презрение к нему.