Пострижение с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии.
Послекрещальное «пострижение волос» начинается торжественной молитвой, которая указывает на существо таинств Крещения и Миропомазания.
В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, то есть с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты — волос. Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому священник отрезает у него несколько скудных волосинок с головы.
Пострижение происходит со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Сначала постригается затылок, потом передняя часть головы, затем правая, и наконец,— левая, то есть в том же порядке, в котором совершается благословение. Остриженные волосы священник собирает и отдает одному из восприемников, который закатывает их в комочек воска и опускает в купель.
Присутствующие иногда с напряжением смотрят в купель, желая увидеть — не потонул ли брошенный в купель воск с волосами. По суеверным приметам это означает недолгую жизнь новокрещенного. Хотя воск, по физическим законам будучи легче воды, не тонет, однако, брошенный с некоторой силой, он погружается в воду, что вызывает иногда смущение у присутствующих при Крещении и отвлекает их от существа Божественного Таинства.
За пострижением волос следует ектения «Помилуй нас, Боже», в которой поминают восприемника и новопросвещенного. Затем бывает отпуст, где обыкновенно воспоминается святой, в честь которого дано имя младенцу или взрослому крещаемому. Отпуст обыкновенно бывает с крестом, который и дается для целования сперва новокрещенному, потом восприемнику и восприемнице.