Не стыдись исповедовать грехи твои и не удерживай течения реки.
(Сир.4,3).
Перед попом утаишь, а перед Богом не утаишь.
Русская пословица.
Никто не скрытничай, чтобы не сделаться неисцельным.
Преподобный Феодор Студит (+826).
Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, а под условием раскаяния и исповеди. Если это не выполнено, то может случиться, что тогда, когда духовный отец будет произносить: «Прощаю и разрешаю», Господь скажет: «А Я осуждаю»...
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не все высказывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостольскому, недостойно причащаются Святых Тайн, а за недостойное Причащение подвергаются различным немощам и болезням, а немало и умирают.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
Вы знаете, какая у диавола тактика? Вам это надо знать. Он, зная, что какой-либо человек имеет грех более или менее тяжкий, старается, чтобы человек в нем не покаялся. С этой целию он всячески умаливает степень тяжести греха, внушая такие мысли: «Это не важно, Бог тебе это простит» — и тому подобное. И даже старается, чтобы человек забыл об этом грехе. Но когда этому человеку удается как-либо исповедать духовнику на исповеди грех, то диавол всячески увеличивает тяжесть греха, внушая, что грех этот настолько велик, что Бог даже никогда не простит. И старается привести человека в уныние и отчаяние.
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).
Диавол, прежде греха, представляет Бога милостивым, но после греха — правосудным. Это есть его хитрость. А ты напротив делай. Прежде греха представляй себе правосудие Божие, чтобы не согрешить; когда же согрешишь, помышляй о великости милосердия Божия, чтобы не впасть в отчаяние Иудино.
Святитель Тихон 3адонский (1724-1783).
Есть так называемые неисповеданные грехи, с которыми многие живут в течение многих лет, а может быть, и всей своей жизни. Хочется иной раз их открыть духовнику, да уж слишком стыдно о них говорить,так проходит год за годом, а между тем они постоянно тяготят душу и готовят ей вечное осуждение. Иные из сих людей бывают счастливы:приходит время, Господь посылает им духовника, отверзает уста и сердца этих нераскаянных грешников, и они исповедуют все свои согрешения. Нарыв, таким образом, прорывается, и эти люди получают духовное облегчение и как бы выздоровление. Однако как надо бояться нераскаянных грехов! Жизнь наша, по апостолу, что пар: сегодня мы живы, а завтра готов нам исход. Куда же мы спрячем свои грехи?
Священномученик Арсений (Жадановский),еп.Серпуховской (1874-1937).
Такой человек не имеет покоя, поскольку загнанное вглубь расстройство не умолкает. Он чувствует в себе беспокойство, не имеет внутреннего мира и тишины. Он живет с непрекращающимся терзанием, мучается и не может понять, в чем причина всего этого, потому что его грехи покрыты сверху, загнаны вглубь. Такой человек не понимает, что страдает оттого, что совершил грех.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).