Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(Мф.6,21).
Мы, теперешние христиане, не чувствуем силы искупления, совершенного Господом нашим Иисусом Христом,— оттого мы такие плохие, бесчувственные, оттого мы так легко смотрим на грех, оттого мы не понимаем церковных служб — особенно Божественной Литургии, и скучаем на ней.
Священномученик Арсений (Жадановский),еп. Серпуховской (1874-1937).
Мы пришли в церковь. А зачем пришли? Затем ли, чтобы чем-нибудь воспользоваться для спасения души или услышать что-нибудь спасительное для себя? Едва ли. Мы и прощение грехов просим только, кажется, для того, чтобы спокойнее нам было здесь жить, а не для того чтобы в будущей жизни покоем вечным наслаждаться. Вечный покой, вечная жизнь, Царство Небесное, вечное блаженство — о, как мало нас это занимает!
Протоиерей Родион Путятин (1807-1869).
Начало помрачения ума прежде всего усматривается в лености к Божией службе и к молитве.Ибо, если душа не отпадет сперва от этого, нет иного пути к душевному обольщению; когда же лишается она Божией помощи, удобно впадает в руки противников своих...
Преподобный Исаак Сирин (VII в.).
Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма — не был бы он скучен.
Преподобный Анатолий Оптинский (Потапов)(1855-1922).
Чтобы наслаждаться богослужением, надо его понимать, а для этого хорошо хотя более трудное для понимания, например, канон, прочитывать перед службой дома. Я знал одного высокопоставленного человека, который обыкновенно перед церковным богослужением собирал всю семью, читал и объяснял им канон, кафизмы, те молитвы, которые поются за всенощной. И все слушавшие его стояли затем в церкви с большим вниманием, и служба проходила незаметно.
Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь,— сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий.
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).
В церкви каждое действие имеет свой смысл. Кто за этим смыслом следит своим разумением и пониманием, тот непрестанно будет получать питательные для духа влияния из другого мира.
В церкви иной раз ни поемое, ни читаемое или не слышится, или не понимается; в таком случае — стойте перед Господом и творите молитву Иисусову.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
Займись молитвой Иисусовой, она удержит ум от скитания, ты сделаешься гораздо сосредоточеннее, глубже, гораздо лучше будешь внимать чтению и песнопениям церковным, вместе, неприметным образом и постепенно, обучишься умной молитве.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).
Приучайся помаленьку не рассеиваться. Для этого старайся внимательно вслушиваться и вникать в смысл чтения и пения. Также чаще вспоминай о смерти, Суде Божием и о вечных муках. И не давай свободы своим очам. Больше взглядывай на свои иконы, а на людей смотреть душевредно.
Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).
Хотя бы на это время забудь суету и заботу повседневной жизни. Будь как Ангел, полный мыслию только о Боге и о служении Ему. Ведь здесь сейчас Он присутствует и благословляет тебя.
Священномученик Серафим (Звездинский),еп. Дмитровский (1883-ок.1937).
С молитвой легко и радостно быть в церкви и незаметно пройдет время. А без молитвы устанешь больше, чем при самом сильном напряжении для получения молитвы, а время пройдет бесполезно, лучше сказать, вредно: кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф.12,30).
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).
Диавол — искусник. Например, если духовному человеку принести во время Божественной Литургии скверный помысл, то он поймет это, встрепенется и отгонит его. Поэтому диавол приносит ему помысл духовный. «В такой-то,— говорит он,— книге о Божественной Литургии написано то-то». Потом он отвлекает внимание, например, на паникадило, и человек думает о том, кто его изготовил. Или же лукавый напомнит о том, что надо проведать такого-то больного. «Вот это да! — скажет человек. — Озарение пришло во время Божественной Литургии!» Понимает, что Божественная Литургия закончилась, а сам-то он нисколько не поучаствовал в ней.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).