Не говело, не болело, а к Дарам приспело.
Русская пословица.
Некоторые много читают молитв, псалмов и акафистов, но этого приготовления недостаточно. Ибо молитва от неисправного и непокаявшегося сердца не принимается Богом...
Прежде Причастия нужно сердечное покаяние, смирение, отложение злобы, гнева, прихотей плотских, примирение с ближним, твердое предложение и изволение нового и благочестивого о Христе Иисусе жития.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Не в том состоит приготовление, чтобы не опускать ни одной службы, да чтобы масло не попало на ложку, чтобы от пищи воздержаться — и надобно внутреннее очищение: чтобы тщеславия не было, гордости, непокорности, чтобы худой мысли не удерживать в душе ни на минуту.
Кто остается в ожесточении, не хочет испросить прощения у других в тайных и явных оскорблениях или прощает не от сердца — на таковых Господь гневается, и Приобщение таковых бывает в осуждение.
Архимандрит Феофан Новоезерский (XVIII-XIX вв.).
Горе нам, что, несмотря на объявление апостола всем, что кто ест (хлеб) и пьет (чашу Господню) недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1Кор.11,29), мы, будучи проникнуты нечистотами своими, приступаем к страшным Тайнам Божиим, извиняя себе, что соделали в ночных мечтаниях и в скверных помыслах! Приступающий к Богу с помыслами нечистыми, с очами не непорочными, с телом не нерастленным, со стремлениями души и тела не неоскверненными скольким болезням тела и немощам души делает себя повинным? А потом к вечному мучению и посрамлению беспредельному.
Преподобный Исаия Отшельник (+370).
Когда ты приступаешь к страшной Чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра Христова.
Святитель Иоанн Златоуст (+407).
Приступая к принятию Святых Тайн, не надобно иметь никакой вражды, никакой злобы, но надобно со всеми примириться и всех простить.
Вражда и злоба есть такое препятствие к принятию Святых Тайн, что никакие молитвы, никакой пост, словом, никакие приготовления не могут уничтожить его; и наконец, приступая к самому принятию Святых Тайн, надобно иметь благоговение, страх и трепет точно так, как бы ты приступал лично к Самому Иисусу Христу, грозному Судии твоему, точно так, как бы ты стоял уже на Страшном Суде с повинной головой, в ожидании себе приговора нелицемерного Судии живых и мертвых. Но вместе с тем всей душой, всем сердцем предай себя в волю Иисуса Христа, проси Его милосердия и говори Ему внутренно: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!»
Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797-1879).
Причащающиеся с верою, любовию и готовностию до положения живота быть верным заповедям Божиим и всякой явно Им изъявленной воле, берут на себя долг уже не жить более себе, ни миру и греху, но приемлемому ими во Святом Причастии Господу Богу, за них умершему и воскресшему.
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).
Если большая частица (Св.Даров), то раздроблять (во рту); а маленькую так проглотить, и не обращать внимания на хульные помыслы, а укорять себя за гордость и осуждение других.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
Чтобы достойно причащаться, надобно совершенно сокрушить свое грешное, нечистое сердце смирением и предать себя в волю Божию; надо совершенно выгнать из него всякую тень неверия, всякий помысл лукавый; надобно, чтобы оно совершенно замолкло, замерло или умерло; надобно, чтобы ожило сердце новое, которое Сам Бог дает,— смиренное, полное святых чувств.
Когда принимаешь Животворящие Тайны, вообрази твердо в видах хлеба и вина Самого Христа; сделай на них мысленное надписание: Иисус Христос, и с этим мысленным надписанном (а чувственное есть) препроводи умственно до глубины сердца и там мысленно положи Животворящего Гостя. Если так, с верою, примешь Св. Тайны, то увидишь, что произведут в тебе они: мир душевных сил глубочайший, легко тебе всему будет необыкновенно. По мере веры нашей Господь благодетельствует нам; по мере сердечной готовности Тело и Кровь оказываются животворящим углем на сердце верующего.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский(1829-1908).