Скорбь и болезнь я встретил - и имя Господне призвал.
(Пс. 114,3).
Страдающий плотию перестает грешить.
(1 Пет.4,1).
Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее; она же заменяет и недостаток дел наших.
Любвеобильный Отец наш все творит на пользу нашу: иногда телесными болезнями врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для большей награды душевными дарованиями здесь или в будущем веке — и многие другие есть причины, коих мы постигнуть не можем.
Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).
Что пользы тело здоровое иметь, но душу расслабленную и немощную?
О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль гнилость мяса и рыбы отвращает и не попускает зарождаться червям в них — так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления духовного, не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Если посмотреть на человека здорового и посмотреть на человека, долговременно страждущего и рассмотреть состояние души того и другого, то кого из них назвать блаженным или окаянным — здорового или страждущего?
Преподобный Антоний Оптинскнй (1795-1863).
Похворай, батюшка, похворай с терпением и самоукорением. Болезнь многому доброму учительница; сверх того, она — послание Божие взамен и в пополнение наших недостаточных подвигов.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).
Посылает Бог иное в наказание, как епитимью; иное в образумление, чтобы опомнился человек; иное, чтобы избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, что бы терпение показал человек и тем большую за служил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других причин.
Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть обычную от многих забот.
Господь отнимает силы, чтобы хоть этим остепенить человека. Он уж не знает, как по-другому исправить. И милости, и скорбные посещения — все переиспытано и все не впрок. Час же смерти приблизится, что делать тогда окаянному человеку?.. В болезни, хоть и самой легкой, смерть, может, и придет на память, чтобы дать душе самим челом испытать, что поминание последних дней жизни отвращает от греха.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
Когда человек чувствует болезнь и страсть не беспокоит его, то такая болезнь от Бога и уничтожает брань, и тогда надобно оказывать телу некоторое снисхождение. Когда же при болезни беспокоит и страсть, то отнюдь не нужно снисходить телу, ибо эта болезнь происходит от бесов, а снисхождение умножает страсть.
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI в.).