По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.(Ин.13.35).
Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.
(3Ин.1,12).
Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
(1Кор.10,17).
Христианство не в молчаливом убеждении, но в величии дела.
Священномученик Игнатий Богоносец,еп. Антиохийский(+107).
Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа.
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (+258).
Что значит быть христианином? Значит и веровать право, и жить свято, и освящаться Таинствами , и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией Православной принадлежать, и все, ею повеленное, строго исполнять...
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
Нет нам никакой пользы носить наименование христиан, если не сопутствуют этому дела христианские; в противном случае чтобы и к нам не были отнесены сии слова: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы (Ин.8,39).
Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский (+386).
Быть христианином — значит принадлежать к Церкви, ибо христианство есть именно Церковь, и вне Церкви христианской жизни нет и быть не может.
Христианство и Церковь не совпадают друг с другом только тогда, когда под христианством мы будем понимать сумму каких-то теоретических положений, ни к чему никого не обязывающих. Но такое понимание христианства можно назвать только бесовским. Христианами тогда следует признать и бесов, которые тоже веруют и от этого только трепещут (см.Иак.2,19). Знать систему христианской догматики, соглашаться с догматами — неужели значит это быть истинным христианином? Раб, знающий волю господина своего и не исполняющий ее, биен будет много и, конечно, справедливо (см.Лк.12,47).
Слово «Церковь» уже в Новом Завете встречается 110 раз. Слова же «христианство», как и многих других слов на «-ство», Новый Завет не знает... Уверовать во Христа, сделаться христианином — значило присоединиться к Церкви.
Чтобы быть хорошим человеком, для этого вовсе недостаточно лишь знать, что хорошо и что плохо. Ведь разве мы сомневаемся в том, что грешить дурно? Почему же мы грешим, зная хорошо, что это дурно? Потому что одно дело знать, а другое дело жить. Кто наблюдает за движениями души своей, тот хорошо знает, как грехи и страсти борются с разумом и как часто они его побеждают. Разум гнется под напором страстей; грех, как бы какой туман, закрывает от нас солнце истины, связывает все добрые силы нашей души. Сознающая силу греха душа всегда готова сказать вместе с царем Манассией: «Связана я многими узами железными, так что не могу поднять головы»... Эти силы даны прежде всего тем, что в воплощении Сына Божия человечество теснейшим образом соединилось с Богом. В Церкви и продолжается всегда и неизменно единение человека с Христом... В чем же это единение? Христос говорил:Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь жира. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает, во Мне (Ин.6,51,53-54,56). Таинство Причащения — вот где единение со Христоом и, следовательно, источник духовной жизни. Таинство Причащения соединяет людей с Богом и тем самым объединяет и друг с другом.
Священномученик Иларион (Троицкий),Архиеп. Верейский (+1929).
Духовное понимание христианства исходит из
того, что Христос принес на землю не новую идею, а новую жизнь.
Я есть воскресение и жизнь (Ин.11,25). Христос учил не разглагольствовать, а жить. Поэтому, если мы хотим следовать за Ним, мы должны жить во Христе. Он указал нам путь в этой жизни, и Сам Он есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин.II,6). Он требует от нас последования Ему не словами, а делом: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф.11,29).
Истинное поклонение Кресту начинается с той минуты, когда мы хоть немного, хоть чуть- чуть начинаем работать над своею душою, бороться со своими страстями — завистью, гордостью, гневом; когда мы начинаем работать над тем, чтобы родилось в нас новое отношение к нашим ближним. Потому что отношение к ближним и есть подлинное дело, для которого пришел Христос. Это и есть настоящий подвиг, это и есть христианство.
Священномученик Сергий Мечев (1892-1941).
Кто приходит к Богу и действительно желает быть последователем Христовым, тот должен приходить с тою целью, чтобы перемениться, изменить прежнее свое состояние и поведение, показать себя лучшим и новым человеком, не удержавшим в себе ничего из свойственного человеку ветхому. Ибо сказано: Итак, кто во Христе, тот новая тварь (2Кор.5,17). Господь наш Иисус Христос для того и пришел, чтобы изменить, преобразить и обновить естество и эту душу, вследствие преступления низложенную страстями.
Вот признак христианства: сколько ни потрудишься, сколько ни совершишь праведных дел — оставаться в той мысли, будто бы ничего тобою не сделано; постясь, говорить: «Я не постился», молясь — «Не молился», пребывая в молитве — «Не пребывал, полагаю только начало подвигам и трудам». Хотя бы и праведен был ты пред Богом, должен говорить: «Я не праведник, не тружусь, а каждый день начинаю только». Но должно также христианину всякий день иметь упование, радость и чаяние будущего Царства и избавления и говорить: «Если не избавлен я сегодня, буду избавлен наутро».
Преподобный Макарий Великий (IV в.).
Верующий должен быть виден не только по дару, но и по новой жизни. Верующий должен быть светильником для мира и солью. А ежели ты и самому себе не светишь, не предотвращаешь собственной гнилости, то почему нам узнать тебя? Потому ли, что ты погружался в священные поды? Но это может довести тебя до наказания. Наличие почести для нежелающих жить сообразно ей увеличивает казнь.
Святитель Иоанн Златоуст (+407).
Многие живописцы изображают на иконах Христа, но редкие уловляют сходство. Так, христиане суть одушевленные образа Христовы, и кто из них кроток есть, смирен сердцем и послушлив, тот более всех похож на Христа.
Преподобный Антоний Оптинский (1795-1865).
Когда человек сердцем почувствует, что душа его прокажена грехом, вся в язвах, что он бессилен сам исцелить свою душу, как прокаженный бессилен сам себя исцелить; когда пред очами близко станет смерть и мытарства, тогда остается одна надежда, одно прибежище — Спаситель наш Господь Иисус Христос! До этого времени Он был далек от нас, вернее, мы были далеки от Него, а теперь Он — единственный Спаситель, с неба пришедший спасти нас; взявший грехи наши на Себя вместо нас; потерпевший последствия грехов наших; покрывший Своей любовью наши беззакония; обещавший за веру в Него и за покаяние все простить, очистить нашу душу и тело, соединить кающихся грешников с Собою в Таинстве Причащения еще здесь, на земле, в залог вечного соединения в будущей жизни, усыновить нас Отцу Своему и чрез это сделать участниками вечной Божественной славы и блаженства. Вот в чем состоит христианство!
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).